Чтобы общение было только в радость
</header> Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Неправильная, неразборчивая речь или даже отсутствие речевых навыков могут стать серьезной преградой не только в общении со взрослыми и сверстниками, но и нанести психологическую травму маленькому человеку, обернуться в будущем многочисленными комплексами. Родителям не стоит затягивать с обращением к специалисту, если они заметили у ребенка те или иные речевые проблемы. Излишняя бдительность здесь не повредит.
В нашем районе дети могут получить квалифицированную помощь логопеда уже на раннем этапе. Вот поэтому очень важно не игнорировать прохождение ребенком психолого-медико-педагогической комиссии в дошкольном возрасте. Это помогает не только выявить, но и вовремя скорректировать те или иные проблемы, в том числе связанные с речевым развитием.
Такого мнения придерживается и опытный учитель-дефектолог, специалист высшей категории Наталья Лебко. В своей профессии она ни много ни мало уже 32 года, 14 последних из них работает в Михеевском ясли-саду. Наталью Вадимовну в районе знают хорошо. Благодаря ее профессионализму, умению находить общий язык со своими подопечными, очень многие ребята избавились от тех или иных речевых и связанных с ними психологических барьеров, которые мешали полноценному общению и учебе, одним словом, научились правильно говорить. К сожалению, это важное умение не всегда приходит само…
«Если не я, то кто, кто поможет ребенку?» — такую установку, говорит Наталья Вадимовна, она как будущий специалист дала себе еще в студенческие годы, во время учебы в Минском педагогическом институте. Эту фразу часто повторяли своим студентам преподаватели. Именно здесь, в стенах вуза, замечает собеседница, она получила хорошую и теоретическую, и практическую профессиональную подготовку.
— Дефектология, логопедия… Это направление в педагогике больше тридцати лет тому назад было относительно новым. И я оказалась в числе тех, — рассказывает Наталья Вадимовна, — кто заинтересовался «модной» на тот момент специальностью — факультет дефектологии на базе пединститута открылся несколькими годами раньше. Учились мы фактически в две смены: до обеда осваивали полученные знания на практике, после обеда посещали лекции. Приходилось запоминать огромный объем информации, но я до сих пор благодарна своим преподавателям, наставникам. Их мудрые советы, их бесценный профессиональный опыт, которым они поделились с нами, до сих пор помогают в работе. Но главное: они научили доброте и терпению по отношению к детям.
Сейчас Наталья Вадимовна и сама может дать советы начинающим специалистам. В ее маленьком, но уютном кабинете много наглядной информации, целые папки с наработками. Яркая, доступная наглядность, равно как и доброжелательная, комфортная атмосфера во время занятий играют важную, ключевую роль.
— В самом начале общения с ребенком важно установить с ним эмоциональный контакт, расположить к себе, — говорит учитель-дефектолог, — скучный тон неприемлем. Малышу в силу возраста не всегда понятна суть этих занятий, поэтому и важно придать им эмоциональную окраску, найти интересную форму общения, добавить сюда игровой момент и обязательно похвалить за каждый сделанный успех, отметить каждый промежуточный результат.
Занятия, рассказывает Наталья Вадимовна, обычно включают в себя несколько составляющих. Обязательно — артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения — это основа логопедической работы, также комплекс пальчиковой гимнастики, кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при необходимости логопедический массаж и прочее.
В Михеевском ясли-саду работают две разновозрастные интегрированные группы для ребят с речевыми нарушениями. Стоит отметить ,— это важно знать многим родителям — что такие группы посещают и дети, у которых нет никаких проблем в развитии и которым не требуется помощь специалистов. В группах много игрового, наглядного материала, который необходим не только для игры как таковой, но и служит своеобразным пособием в логопедической работе. Наталья Вадимовна говорит, что свою работу как учитель-дефектолог она планирует и строит в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, учителем физвоспитания, которые на своих занятиях тоже вносят существенный вклад в речевое развитие детей.
— Но самое главное, — говорит специалист, — найти поддержку со стороны родителей. Только в триединстве — учитель-дефектолог-воспитатель-родитель — можно добиться хороших результатов.
В связи с этим Наталья Вадимовна советует родителям:
— Не отмахиваться от проблем своего ребенка. Любя и считая своего ребенка самым лучшим, можно не заметить тех или иных нарушений в развитии.
— Не бояться показывать ребенка специалистам. В каждом возрасте, начиная с младенчества, есть свои нормы речевого развития, и важно не упустить отклонений, вовремя их выявить. В идеале, придя в первый класс, ребенок должен четко произносить все звуки. Чем старше ребенок, тем тяжелее скорректировать речевые нарушения, а ведь они могут стать настоящей преградой в усвоении школьного материала и в целом сказаться на успеваемости в учебе, на общении со сверстниками. Если родитель заподозрил какую-то проблему сам — ребенок не хочет говорить, говорит невнятно, запинается, нарушено звукопроизношение и что-то другое, что настораживает и беспокоит, — нужно сразу же обратиться к специалисту.
— Не перекладывать ответственность за развитие речи только на логопеда. Не игнорировать домашние задания, которые дает специалист, интересоваться, чем занимался ребенок на занятиях с логопедом, несмотря на занятость, находить время для общения с ребенком.
— Если что-то не получается, не отчаиваться. Главное — быть нацеленными на успех.
Ирина ТЕТЕРИНА